Важное значение в организации эффективной жизнедеятельности ученического коллектива играет ученическое самоуправление, основная цель которого – совместное творческое решение управленческих задач, создание оптимальных условий для включения обучающихся в разнообразную содержательную коллективную деятельность, стимулирование к социальной активности и творчеству.
Участие учащихся в управлении школой расширяет сферу применения способностей и умений, дает каждому возможность развить талант, проявить инициативу, найти дело по душе.
Самоуправление даёт возможность подросткам попробовать себя в различных социальных ролях, накопить опыт общения, преодоления трудностей, испытать ответственность за свои поступки.
Ученическое самоуправление в 2019 – 2020 учебном году работало под руководством ЗДВР Саранчук Ю.Е.
Его работа была направлена не на потребление детьми созданных чужими руками удовольствий, а пробуждение к собственной разнообразной творческой деятельности. Создается радость игры и общения. Интересная жизнь возникает изнутри, из вспышек фантазии, из переживания удовольствия от совместной работы, из осознания своих творческих возможностей. При проведении праздников и настоящих театрализованных представлений появляется возможность раскрыть и показать своё внутреннее «Я», свою индивидуальность, приобретая при этом умение держаться, владеть собой, а так же приобретать навыки артистичности, высокого уровня выразительности речи.
Принципы ученического самоуправления:
– Добровольность, равноправность, законность, гласность.
– Приоритет человеческих ценностей.
– Коллегиальность принятия решения.
– Уважение к интересам, достоинству и мнению каждого члена самоуправления.
Цели ученического самоуправления:
– воспитание гражданина, умеющего действовать в интересах общества и Отечества;
– привлечение учащихся к управлению школьной жизнью в соответствии с принципом демократизации школы;
– научить учащихся самим планировать и организовывать свою ученическую жизнь в школе и в частности внеклассную деятельность;
– уважая законность и права всех участников учебного процесса, дать возможности реализовать творческие идеи в общественной жизни школы и развивать управленческие навыки в реализации интересных дел.
Основные заповеди ученического самоуправления:
– Не делайте другим того, чего не желаете себе.
– Творить для других добро, если для этого у вас есть возможность.
– Будьте законопослушными, не допускайте нарушения правопорядка.
Организация традиционных общешкольных дел способствует формированию общешкольного коллектива и улучшает его жизнь.
Традиции – это то, чем сильна наша школа, то, что делает её родной и неповторимой, близкой для тех, кто в ней учится, и тех, кто учит.
На одном из заседаний был утверждён план работы ученического самоуправления, по которому в течение года мы работали.
В целях повышения безопасности детей и восстановления у них после школьных каникул навыков безопасного поведения на дорогах и в транспорте, а также адекватных действий при угрозе и возникновении опасных и чрезвычайных ситуаций в сентябре проходит месячник безопасности по ПДД.
В настоящее время большое распространение среди молодежи получили спортивные игры. В целях пропаганды здорового и активного образа жизни, а также организации интересного и занимательного досуга обучающихся, членами Школьного самоуправления в учебном году проводились соревнования: Веселые старты. Стал традицией праздник «День Здоровья», который проводится в начале и конце года.
С целью патриотического воспитания подрастающего поколения, знания истории своей Родины, своего города, сохранению культурных и исторических, мы активно принимали участие в акциях ко Дню Победы.
Весомый вклад вносят члены Школьного самоуправления и ученического актива в оформление и подготовку к разным тематическим конкурсам и общешкольным мероприятиям.
Активисты помогают в оформлении тематических выставок рисунков, в изготовлении декораций ко всем мероприятиям, принимают участие в разных конкурсах.
Каждую неделю проводятся заседания Совета лидеров и ученического актива классов, на которых планируются, обсуждаются, готовятся разные мероприятия. Заседания всегда массовые, интересные, продуктивные. Дети активно участвуют в обсуждении различных вопросов, примеряя на себе роли руководителей.
Выводы
Работа ученического самоуправления организована, все члены имеют активную гражданскую позицию.
Тенденции
Положительные:
- Вовлечение более 70% учащихся в школьные мероприятия.
- Широкий спектр выбора для участия в мероприятиях творческой, спортивной, интеллектуальной направленности.
- Информирование о деятельности ученического самоуправления на сайте школы.
Отрицательные:
Недостаточное взаимодействие между всеми участниками школьного самоуправления, вне зависимости от возраста и класса.
Пути решения проблем:
- Разработать и внедрить систему обучения активистов.
2. Внедрение в практику более эффективных методов работы с обучающимися.